Хвали, душе моя, Господа. Пс. 145 |
Пресвятая Богородице, спаси нас! (220раз) Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Апостол и Евангелист ЛУКА http://narod.ru/disk/28557222001/pokrov_PB.djvu.html или http://narod.ru/disk/28557222001.cd1c3d511ec606a44aa6caa162c2a08a/pokrov_PB.djvu.html Древніе церковные писатели сообщаютъ, что святый Лука, удовлетворяя благочестивому желанію первенствующихъ христіанъ, первый написалъ красками образъ Пресвятой Богородицы, держащей на рукахъ Своихъ Предвѣчнаго Младенца, Господа нашего Іисуса Христа, а потомъ написалъ и иныя двѣ иконы Пресвятой Богородицы и принесъ ихъ на благоусмотрѣніе Богоматери. Она же, разсмотрѣвъ сіи иконы, сказала: — «Благодать Родившагося отъ Меня и Моя милость съ сими иконами да будутъ» ПОКРОВ Знаменіе сего явилось въ царственномъ городѣ Константинополѣ, въ правленіе благочестиво царя Льва Мудраго въ преславной церкви Пресвятая Богородицы, что во Влахернахъ. Тамъ во время совершенія всенощнаго бдѣнія, въ день воскресный, перваго числа октября мѣсяца, въ четвертомъ часу ночи, въ присутствіи многочисленнаго народа, святый Андрей, Христа ради юродивый, возвелъ очи свои вверхъ и увидѣлъ Царицу Небесную, Покровительницу всего міра, Пресвятую Дѣву Богородицу, стоящую въ воздухѣ и молящуюся, сіяющую солнечнымъ свѣтомъ и покрывающую людей Своимъ честнымъ омофоромъ. Видя то, святый Андрей сказалъ ученику своему, блаженному Епифанію: — «Видишь ли, братъ, Царицу и Госпожу всѣхъ, молящуюся о всемъ мірѣ?» Епифаній отвѣтилъ: — «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Какъ нѣкогда святый Іоаннъ Богословъ видѣлъ на небѣ великое знаменіе, жену облеченную въ солнце, такъ и святый Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидѣлъ Невѣсту Неневѣстную, одѣтую въ солнечную порфиру. Знаменіе, видѣнное Іоанномъ Богословомъ прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, такъ какъ таковое же знаменіе явилось въ то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: Посему же сіе знаменіе, прообразовавшее Пречистую Дѣву, не являлось раньше молній, громовъ, голосовъ, землетрясенія и града, когда еще всѣ стихіи были спокойны, но во время самаго страшнаго смятенія на небѣ и на землѣ? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспѣшаетъ къ намъ на помощь въ самое тяжкое время, при наступленіи для насъ гибели, и защищаетъ насъ отъ блеска обольстительной, недолго сіяющей, мірской суеты, отъ голосовъ житейской гордости и тщеславія, отъ громовъ внезапнаго нападенія враговъ, отъ бури страстей и отъ града свыше угрожающей намъ казни за грѣхи. Ибо, когда всѣ эти бѣдствія тѣснятъ насъ, тотчасъ, подобно великому знаменію, является скорая роду христіанскому Помощница, охраняя и покрывая насъ невидимымъ предстательствомъ. Она превосходить Церковь, потому что по истинѣ выше всѣхъ ея членовъ, но Она досягаетъ и до Христа, какъ давшая Ему плоть. Она является посредницей и нынѣ, когда стала на воздухѣ между небомъ и землею, между Богомъ и людьми, между Подвигоположникомъ—Христомъ и воинствующею церковью, подобно Давидову столпу между Сіономъ и Іерусалимомъ, увѣшанному крѣпкими щитами. Щиты сіи означаютъ всесильныя Ея молитвы за насъ къ Богу, слышанныя достойными во время видѣнія Ея честнаго Покрова. Она молилась съ умиленіемъ, какъ Матерь къ Своему Сыну и Творцу, произнося во время молитвы слѣдующія, исполненный Божественнаго милосердія и любви, слова: — «Царю Небесный! пріими всякаго человѣка, прославляющаго Тебя и призывающаго Пресвятое Имя Твое на всякомъ мѣстѣ,— и гдѣ есть память о имени Моемъ, то мѣсто освяти; прославь прославляющихъ Тебя и съ любовію почитающихъ Меня, Твою Матерь, принимая отъ нихъ всякую молитву и благочестивые обѣты и избавляя ихъ отъ всякихъ золъ и бѣдствій.» На столпѣ Давидовомъ вмѣстѣ со щитами были стрѣлы защитниковъ страны: и Пречистая Дѣва, сей одушевленный столпъ, также имѣеть при Себѣ стрѣлы сильныхъ, т. е. молитвы святыхъ, молящихся съ Нею. Ибо не Одна Она явилась во храмѣ стоящею на воздухѣ, но съ ангельскими воинствами и со множествомъ святыхъ, благоговѣйно окружавшихъ Ее въ бѣлыхъ одеждахъ. Молитвы за насъ всѣхъ сихъ святыхъ суть какъ-бы стрелы сильныхъ, могущія прогнать всѣ полчища врага нашего—діавола. Пречистая Госпожа Богородица знаетъ, что наша жизнь на землѣ есть война: воюетъ противъ насъ врагъ со всѣми своими силами; онъ воздвигнулъ противъ насъ свои полчища и окружилъ насъ своими легіонами по слову Псалмопѣвца: «Обыдоша насъ пси мно'зи, сонмъ лукавыхъ объдержаша насъ; Отверзоша на насъ уста своя, яко левъ восхищаяй и рыкаяй». Потому-то Небесная Царица, восхотѣвши помочь намъ, воздвигла на врага нашего всѣ силы небесныя, призвала пророковъ и апостоловъ, собрала мучениковъ и дѣвственниковъ, соединила преподобныхъ и праведныхъ, и явилась съ ними оказать намъ помощь, окружить насъ сильнымъ воинствомъ и подать намъ побѣду на враговъ: «то'ю бо воздвижутся победы, то'ю ниспадаютъ врази». Она пришла съ ангельскими воинствами, ибо Она была предувидѣнной Іаковомъ лѣствицей, которую окружаетъ множество ангеловъ. Вспоминая здѣсь лѣствицу Іакова, кто-нибудь могъ бы удивиться: почему ангелы не оставались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили? Уразумѣвши же, что та лѣстница была прообразомъ Дѣвы Маріи, по слову церковной пѣсни: «радуйся мо'сте, къ небесем преводяй, и лествице высо'кая, иже Іаковъ виде»,—онъ пойметь, почему ангелы не оставались на лѣстницѣ неподвижными. Ибо въ молитвахъ неусыпающая Богородица повелѣваетъ ангеламъ вмѣстѣ съ Нею непрестанно помогать людямъ: восходя къ Богу, возносить молитвы людей, а нисходя—приносить имъ отъ Бога помощь и благодѣянія. Та же Лѣствица и нынѣ низвела съ Собою множество ангеловъ съ небесъ, принося намъ свыше покровительство и защиту. Она пришла съ ангелами, чтобы заповѣдать имъ—сохранити насъ на всехъ путехъ нашихъ; Она привела съ Собою сонмы всѣхъ святыхъ, чтобы, совершивши за насъ совмѣстное моленіе, совмѣстно принести и наши грѣшныя молитвы къ Сыну Своему и Богу нашему. Между всѣми святыми, явившимися во храмѣ съ Пречистою Дѣвою, были два избраннѣйшіе: святый Іоаннъ Предтеча, коего болий не воста въ рожденныхъ женами, и святый Іоаннъ Богословъ, егоже любляше іисусъ, иже и возлеже на вечери на перси его. Ихъ обоихъ, какъ имѣющихъ великое дерзновеніе предъ Богомъ, наша Молитвенница воздвигла съ Собою, чтобы вмѣстѣсъ ними скорѣе преклонить Бога на милость: много бо можетъ молитва праведного поспешествуема. И стала Пречистая Дѣва между двумя дѣвственниками, какъ бы кивотомъ между двумя херувимами , какъ престолъ Господа Саваофа между Серафимами, какъ Моисей съ простертыми дланями между Аарономъ и Оромъ; тогда палъ адскій Амаликъ со всѣмъ темнымъ царствомъ и съ силою своею. Итакъ, мы празднуемъ покровъ Пресвятая Богородицы Дѣвы, воспоминая Ея преславное явленіе во Влахернскомъ храмѣ, виденное святымъ Андреемъ и Епифаніемъ. Мы празднуемъ, вознося благодареніе Покровительнице нашей за столь великое милосердіе Ея, явленное роду христианскому и прилежно молимъ Ее, дабы Она и нынѣ и всегда милостиво покровительствовала намъ, ищущий. Ея покрова. Молимъ потому, что безъ Ея покрова, намъ, постоянно прогнѣвляющимъ Бога, невозможно было бы жить. Многократно согрѣшая, мы подпадаемъ и многимъ наказаніямъ по слову Псалмопѣвца: «многи раны грѣшному». Мы погибли бы уже за свои беззаконія если бы за насъ не предстательствовала премилостивая Владычица: аще бо не бы предстояла молящи сія Предстательница: кто бы насъ избавилъ от толикихъ бѣдъ, кто же бы сохранилъ доныне свободны.
|
|
|
© pokrov220 e-mail:pokrov220@ya.ru |