Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — шестой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.

Кружок ревнителей благочестия — кружок духовных и светских лиц, объединившийся в конце 1640 — начале 1650-х годов вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича.

 

Пресвятая Богородице, спаси нас! (220раз)

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Святитель Димитрий,  митрополит  Ростовский

ЧТО ЕСТЬ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ?

Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном её исправле­нии; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о прежде содеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только бы сравнились с содеянными грехами, но и превзошли бы их. Суетно покаяние того, кто недолгим от брашен воздержанием и единодневным пощением хочет многократное объядение и пьянство покрыть. Тщетно покаяние того, кто каким-либо кратким и лёг­ким умерщвлением своего тела думает очистить себя от долговременных и тяжких смертных грехов. Непра­ведно покаяние того, кто немногими воздыханиями и биениями в перси надеется оправдаться от многих не­правд, татьбы, убийства, хищения, ограблений, братоозлоблений и тому подобных прегрешений. Сомни­тельно прощение грехов того, кто малыми только сле­зами (кроме других истинному покаянию подобающих подвигов и трудов) великие скверны и беззакония чает смыть и избавиться от вечных мучений.

Многие слёзы пролили Ниневитяне и великое об­наружили покаяние (Ионы. III.), ибо об­леклись во вретища от мала до велика и заповедали пост не только людям, но и скоту; и возопили они к Богу, продолжая молитву, и обратились каждый от пути своего злого. Однако они остались в неизвестности относительно своего спасения, ибо говорили: – “Кто весть, раскается ли, или умолится Бог и отвратит гнев ярости Своея, да не погибнем?”

Если те, обнаружив такое покаяние, оставались в неизвестности относительно умилостивления Божья и прощения грехов своих, то какую уверенность может иметь надеющийся очиститься малым покаянием и немногими слезами от многих и тяжких грехов?

Ты скажешь: Ниневитяне были язычники, не веду­щие Писания, которое говорит: – “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50. 19), и еще: – “Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренный духом спа­сет” (Пс. 33, 19), и еще: – Рех: исповем намя беззако­ние мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего” (Пс. 31, 5). Мы же, верные, уповаем, что и ма­лые слёзы с исповеданием грехов могут получить у Гос­пода грехопростительную милость.

Отвечаю на сие. Да, могут. Но могут разве только для тех, которые уже находятся при смертной кончине и у которых нет времени для больших слёз и удовлетворения за грехи; к таковым Господь бывает милостив за одно сер­дечное сокрушение. Пример – разбойник на кресте, ко­торый при кончине своей изрёк немногие слова с испове­данием и сердечным сокрушением, но тотчас же услы­шал от Господа Милостивое Слово: – днесь со Мною будеши в раи” (Лк. 23, 43). От человека же здорового и имею­щего время к покаянию Бог Требует многих слёз, многих трудов и подвигов, дабы он сравнял труды покаяния с прежними грехами и даже превзошёл их подвигами.

О слезах же говорится следующее: есть некоторые, которые по временам приходят в умиление и плачут, вспоминая грехи свои, а грешить не перестают; для таковых какую пользу может принести их состояние умиления, если нрав их остаётся неисправным? Другие приходят и на покаяние, исповедуют со слезами грехи свои, а после опять возвращаются к тем же греховным сквернам; и таковым какая польза от омовения слёзного, если они опять с любовью входят в прежнее болото? Ибо недостаточно бывающего только по временам умиления и сокрушения сердечного без истинного покаяния, кото­рым требуется не только сожалеть и плакать о грехах, но и не возвращаться к греховным делам, а за содеянные гре­хи подъять подобающий подвиг.

Вспоминает апостол  Исава (праотец, отказавшийся от первородства за брашно-похлебку (примечание редактора сайта)), сын Исаков, что он не нашёл места покаяния, хотя и “со слезами просил его” (Евр. XII. 17). Почему слёзы грешника сего не были вменены в покаяние, не были приятны Богу и не очи­стили греха, о котором проливал слёзы сей грешник? На сие отвечает св. Златоуст следующее: – Он не нашёл места покаяния, потому что не обнаружил достойного покаяния”. Из этого примера сей учитель увещевает нас, грешных, говоря: – Те, которые предполагают без мук согрешать (надеясь без подобающего изнурения и наказания получить прощение своих грехов), те да по­думают о следующем: почему Исав не получил проще­ния? — потому что не покаялся, как подобало. Хочешь ли видеть покаяние тщательное (истинное, подобаю­щее), услышь о Петровом покаянии после отвержения”. Благовестники (Евангелисты) Матфей и Лука, повествуя нам о нём, гово­рят: – Изшед вон плакася горько” (Мф. XXVI. 75; Лк. XXII. 62). Потому-то и отпущено было ему таковое согреше­ние, что он плакал подобающим образом. Св. папа Климент говорит о Петре, что он, услышав глас воз­гласившего петуха и тотчас вспомнив своё отверже­ние от Христа, повергся на землю и изливал многие слёзы, горько плача, и сие он творил во всю жизнь свою. И поэтому-то Никифор, повествователь о цер­ковных деяниях, пишет о нём, что очи его были как бы кровавыми, и сие от горького плача. Таково было по­каяние Святого Петра после его согрешения.

Ты же, надеясь в один час оплакать грехи твои, мо­жешь ли так горько плакать, как плакал Пётр? Можешь ли рыдать во всю ночь, как он? И далее, можешь ли понести таковые труды и подвиги, какие воздал Пётр Христу Господу своему за своё отвержение, претер­пев всё, даже до своего распятия вниз головою? Не надейся посему на возникающее у тебя по временам малое некое сердечное сокрушение, не уповай на не­многий твой труд и на кратковременный подвиг, но соответствующее грехам твоим и даже их превосходя­щее яви пред Господом покаяние со многими слезами и тогда ожидай от Него милости.

Покаяние не в том только заключа­ется, чтобы отступить от прежних злых дел, но чтобы показать ещё большие добрые дела, ибо сказано: – “Со­творите плоды, достойные покаяния”

Учит святой Златоуст в беседах Евангельских.  Как же сотворим? – Если начнём совершать противоположные грехам дела. Похищал ли чужое? – раздай похищенное и своё.

Долгое ли время блудодействовал? – воздержись и от своей жены в установленные дни, приучая себя к воздержанию. Досаждал ли кому-либо или бил ли кого-либо? – благословляй в дальнейшем досаждающих тебя и благодетельствуй уязвляющим тебя. Ибо для нашего здоровья недостаточно только извлечь стрелу, но необходимо и на язву наложить врачевание. Наслаж­дался ли и упивался в прежнее время? – постись и пей воду, чтобы ты избавился от постигшего тебя вре­да вследствие пьянства. Воззрел ли блудными глазами на доброту чужую? – потом отнюдь не взирай на лицо жены, усердно оберегая себя после принятых язв, и утвердись во благом, ибо сказано: – Уклонися от зла и сотвори благо”.

Святой Григорий Двоеслов, назвав человека дре­вом, от плода познаваемым, говорит: – В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было безплодно”; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода – удручения тела.

Человек есть мысленное древо, имеющее корень покаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья – это уже самое исповеда­ние грехов Богу пред отцом духовным и обещание исправления; плоды же этого дерева – удовлетворе­ния и подвиги. Познаётся поэтому истинное покаяние не по корню намерения и не по листьям исповедания и обещания, но по самым плодам удовлетворения. «Ут­верждай намерение как корень, умножай слова как ли­стья, но если ты не имеешь достойных покаяния пло­дов, подвигов, трудов и усердного тщания об удовлет­ворении за грехи, то бойся проклятья».

В Святом Писании мы находим двух грешников, ко­торые каялись о содеянных ими злых делах и исповеда­ли грех свой Богу, – это Саул и Давид. Но не оба они получили от Бога прощение. Говорил Саул: – Согреших, яко преступих слово Господне” (1 Цар. 15, 24). Говорил и Давид: – “Согреших ко Господу моему” (2 Цар. 12, 13). Однако Давид получил прощение и, – спасён, а Саул не спо­добился прощения, но пребывал под гневом Господним и был погублен. Почему? Сам не прощёный грешник Саул вино­вен, так как, исповедав грех свой, не сотворил ничего в удовлетворение за него, не явил истинного покаяния и исправления. А сколь много трудился в покаянии Давид после своего исповедания греха! Он всякую ночь ложе своё омывал слезами, вставал в полночь, пепел как хлеб ел и питие с плачем растворял, изнемогал от поста и уд­ручал тело своё, смиряя себя пред Господом во вретище и пепле многое время: поэтому-то он не только получил прощение греха, но и сделался любезным для Бога. Саул же, совершивший только самое исповедание греха, но не потрудившийся в покаянии, остался не прощёным во веки. Посему никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием и каким-либо не­значительным умилением, без трудов и подвигов, подоба­ющих истинному покаянию, если он поленится потру­диться, хотя и будет иметь время для своего исправления и удовлетворения за грехи. Хорошо подражать Давиду, который говорит: – Беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем” (Пс. 37, 19). Вот не довольствуется Давид одним только исповеданием беззакония своего, но забо­тится и об удовлетворении: исповедаю, говорит, грех мой и потружусь, пока не сотворю удовлетворение за содеян­ное. Что пользы открыть язву, а подобающего лекарства к ней не приложить? Какая польза исповедать грехи, а епи­тимий за них не понести, не исправить жития своего?

 

http://mar-orthodox.narod.ru/pks2.html

 

© pokrov220

e-mail:pokrov220@ya.ru

Бесплатный хостинг uCoz