Фотогалерея
Фотогалерея
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей. Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — шестой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя. Кружок ревнителей благочестия — кружок духовных и светских лиц, объединившийся в конце 1640 — начале 1650-х годов вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича.
|
Пресвятая Богородице, спаси нас! (220раз) Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский ЧТО ЕСТЬ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ? Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном её исправлении; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о прежде содеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только бы сравнились с содеянными грехами, но и превзошли бы их. Суетно покаяние того, кто недолгим от брашен воздержанием и единодневным пощением хочет многократное объядение и пьянство покрыть. Тщетно покаяние того, кто каким-либо кратким и лёгким умерщвлением своего тела думает очистить себя от долговременных и тяжких смертных грехов. Неправедно покаяние того, кто немногими воздыханиями и биениями в перси надеется оправдаться от многих неправд, татьбы, убийства, хищения, ограблений, братоозлоблений и тому подобных прегрешений. Сомнительно прощение грехов того, кто малыми только слезами (кроме других истинному покаянию подобающих подвигов и трудов) великие скверны и беззакония чает смыть и избавиться от вечных мучений. Многие слёзы пролили Ниневитяне и великое обнаружили покаяние (Ионы. III.), ибо облеклись во вретища от мала до велика и заповедали пост не только людям, но и скоту; и возопили они к Богу, продолжая молитву, и обратились каждый от пути своего злого. Однако они остались в неизвестности относительно своего спасения, ибо говорили: – “Кто весть, раскается ли, или умолится Бог и отвратит гнев ярости Своея, да не погибнем?” Если те, обнаружив такое покаяние, оставались в неизвестности относительно умилостивления Божья и прощения грехов своих, то какую уверенность может иметь надеющийся очиститься малым покаянием и немногими слезами от многих и тяжких грехов? Ты скажешь: Ниневитяне были язычники, не ведущие Писания, которое говорит: – “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50. 19), и еще: – “Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренный духом спасет” (Пс. 33, 19), и еще: – “Рех: исповем намя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего” (Пс. 31, 5). Мы же, верные, уповаем, что и малые слёзы с исповеданием грехов могут получить у Господа грехопростительную милость. Отвечаю на сие. Да, могут. Но могут разве только для тех, которые уже находятся при смертной кончине и у которых нет времени для больших слёз и удовлетворения за грехи; к таковым Господь бывает милостив за одно сердечное сокрушение. Пример – разбойник на кресте, который при кончине своей изрёк немногие слова с исповеданием и сердечным сокрушением, но тотчас же услышал от Господа Милостивое Слово: – “днесь со Мною будеши в раи” (Лк. 23, 43). От человека же здорового и имеющего время к покаянию Бог Требует многих слёз, многих трудов и подвигов, дабы он сравнял труды покаяния с прежними грехами и даже превзошёл их подвигами. О слезах же говорится следующее: есть некоторые, которые по временам приходят в умиление и плачут, вспоминая грехи свои, а грешить не перестают; для таковых какую пользу может принести их состояние умиления, если нрав их остаётся неисправным? Другие приходят и на покаяние, исповедуют со слезами грехи свои, а после опять возвращаются к тем же греховным сквернам; и таковым какая польза от омовения слёзного, если они опять с любовью входят в прежнее болото? Ибо недостаточно бывающего только по временам умиления и сокрушения сердечного без истинного покаяния, которым требуется не только сожалеть и плакать о грехах, но и не возвращаться к греховным делам, а за содеянные грехи подъять подобающий подвиг. Вспоминает апостол Исава (праотец, отказавшийся от первородства за брашно-похлебку (примечание редактора сайта)), сын Исаков, что он не нашёл места покаяния, хотя и “со слезами просил его” (Евр. XII. 17). Почему слёзы грешника сего не были вменены в покаяние, не были приятны Богу и не очистили греха, о котором проливал слёзы сей грешник? На сие отвечает св. Златоуст следующее: – “Он не нашёл места покаяния, потому что не обнаружил достойного покаяния”. Из этого примера сей учитель увещевает нас, грешных, говоря: – “Те, которые предполагают без мук согрешать (надеясь без подобающего изнурения и наказания получить прощение своих грехов), те да подумают о следующем: почему Исав не получил прощения? — потому что не покаялся, как подобало. Хочешь ли видеть покаяние тщательное (истинное, подобающее), услышь о Петровом покаянии после отвержения”. Благовестники (Евангелисты) Матфей и Лука, повествуя нам о нём, говорят: – “Изшед вон плакася горько” (Мф. XXVI. 75; Лк. XXII. 62). Потому-то и отпущено было ему таковое согрешение, что он плакал подобающим образом. Св. папа Климент говорит о Петре, что он, услышав глас возгласившего петуха и тотчас вспомнив своё отвержение от Христа, повергся на землю и изливал многие слёзы, горько плача, и сие он творил во всю жизнь свою. И поэтому-то Никифор, повествователь о церковных деяниях, пишет о нём, что очи его были как бы кровавыми, и сие от горького плача. Таково было покаяние Святого Петра после его согрешения. Ты же, надеясь в один час оплакать грехи твои, можешь ли так горько плакать, как плакал Пётр? Можешь ли рыдать во всю ночь, как он? И далее, можешь ли понести таковые труды и подвиги, какие воздал Пётр Христу Господу своему за своё отвержение, претерпев всё, даже до своего распятия вниз головою? Не надейся посему на возникающее у тебя по временам малое некое сердечное сокрушение, не уповай на немногий твой труд и на кратковременный подвиг, но соответствующее грехам твоим и даже их превосходящее яви пред Господом покаяние со многими слезами и тогда ожидай от Него милости. “Покаяние не в том только заключается, чтобы отступить от прежних злых дел, но чтобы показать ещё большие добрые дела, ибо сказано: – “Сотворите плоды, достойные покаяния” – Учит святой Златоуст в беседах Евангельских. Как же сотворим? – Если начнём совершать противоположные грехам дела. Похищал ли чужое? – раздай похищенное и своё. Долгое ли время блудодействовал? – воздержись и от своей жены в установленные дни, приучая себя к воздержанию. Досаждал ли кому-либо или бил ли кого-либо? – благословляй в дальнейшем досаждающих тебя и благодетельствуй уязвляющим тебя. Ибо для нашего здоровья недостаточно только извлечь стрелу, но необходимо и на язву наложить врачевание. Наслаждался ли и упивался в прежнее время? – постись и пей воду, чтобы ты избавился от постигшего тебя вреда вследствие пьянства. Воззрел ли блудными глазами на доброту чужую? – потом отнюдь не взирай на лицо жены, усердно оберегая себя после принятых язв, и утвердись во благом, ибо сказано: – “Уклонися от зла и сотвори благо”. Святой Григорий Двоеслов, назвав человека древом, от плода познаваемым, говорит: – “В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было безплодно”; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода – удручения тела. Человек есть мысленное древо, имеющее корень покаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья – это уже самое исповедание грехов Богу пред отцом духовным и обещание исправления; плоды же этого дерева – удовлетворения и подвиги. Познаётся поэтому истинное покаяние не по корню намерения и не по листьям исповедания и обещания, но по самым плодам удовлетворения. «Утверждай намерение как корень, умножай слова как листья, но если ты не имеешь достойных покаяния плодов, подвигов, трудов и усердного тщания об удовлетворении за грехи, то бойся проклятья». В Святом Писании мы находим двух грешников, которые каялись о содеянных ими злых делах и исповедали грех свой Богу, – это Саул и Давид. Но не оба они получили от Бога прощение. Говорил Саул: – “Согреших, яко преступих слово Господне” (1 Цар. 15, 24). Говорил и Давид: – “Согреших ко Господу моему” (2 Цар. 12, 13). Однако Давид получил прощение и, – спасён, а Саул не сподобился прощения, но пребывал под гневом Господним и был погублен. Почему? Сам не прощёный грешник Саул виновен, так как, исповедав грех свой, не сотворил ничего в удовлетворение за него, не явил истинного покаяния и исправления. А сколь много трудился в покаянии Давид после своего исповедания греха! Он всякую ночь ложе своё омывал слезами, вставал в полночь, пепел как хлеб ел и питие с плачем растворял, изнемогал от поста и удручал тело своё, смиряя себя пред Господом во вретище и пепле многое время: поэтому-то он не только получил прощение греха, но и сделался любезным для Бога. Саул же, совершивший только самое исповедание греха, но не потрудившийся в покаянии, остался не прощёным во веки. Посему никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием и каким-либо незначительным умилением, без трудов и подвигов, подобающих истинному покаянию, если он поленится потрудиться, хотя и будет иметь время для своего исправления и удовлетворения за грехи. Хорошо подражать Давиду, который говорит: – “Беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем” (Пс. 37, 19). Вот не довольствуется Давид одним только исповеданием беззакония своего, но заботится и об удовлетворении: исповедаю, говорит, грех мой и потружусь, пока не сотворю удовлетворение за содеянное. Что пользы открыть язву, а подобающего лекарства к ней не приложить? Какая польза исповедать грехи, а епитимий за них не понести, не исправить жития своего?
http://mar-orthodox.narod.ru/pks2.html
|
|
|
© pokrov220 e-mail:pokrov220@ya.ru |